Положение по дополнительном обр.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на педсовете
Протокол № 1
От « 28» августа 2017

Утверждаю
Директор школы__________/Дудкина Н.В./
Приказ № 28/1-О от «29 » августа 2017

ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительном образовании обучающихся
в учебно-воспитательной системе
МАОУ Сергеевской СОШ

1. Общие положения.
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 г.
«Методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от
11.06.2012 г № 30-51 433/16).
СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно- эпидемилогические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04. 07 № 41 установлены требования к
организации образовательного процесса.
Уставом государственного автономного общеобразовательного учреждения Сергеевской
общеобразовательной школы и другими нормативными актами.
1.2 Система дополнительного образования является звеном системы непрерывного
образования и способствует решению жизненно важных проблем: организации досуга,
формированию коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей, саморазвитию
и саморегуляции, профессиональному самоопределению учащихся.
1.3. Деятельность объединений дополнительного образования осуществляется в целях
создания единого образовательного пространства МАОУ Сергеевской СОШ, повышения
качества образования и воспитания, формирования социально активной, творческой,
всесторонне развитой личности.
1.4. Система дополнительного образования создана для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное время.
Дополнительное образование создается, реорганизуется и ликвидируется приказом
директора ОШ.
1.5. Организует работу системы дополнительного образования заместитель директора по
учебно- воспитательной работе.
1.6. Система дополнительного образования функционирует круглогодично и позволяет
коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок,
концертов и иных форм деятельности.

1.7. Содержание дополнительного образования определяется образовательными
программами – примерными ( рекомендованными Министерством образования РФ),
модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна
постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ,
открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.
1.8. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется на
основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
1.9. Структура системы дополнительного образования определяется целями и задачами
дополнительного образования детей в школе, количеством и направленностью
реализуемых дополнительных образовательных программ.
1.10. Деятельность педагогов дополнительного образования определяется
соответствующими должностными инструкциями и финансируется из фонда ОУ.
Структурные подразделения ДО Первомайского района, осуществляющие свою
деятельность на базе ОУ финансируют деятельность педагогов дополнительного
образования согласно штатному расписанию.
1.11. Объединения дополнительного образования располагаются в основном здании
школы.
2. ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- обеспечение общего развития личности;
-расширение, углубление, дополнение базовых знаний учащихся;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов
детей, укрепления их здоровья;
-личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
-обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в
обществе;
-формирование общей культуры школьников, предоставление возможности для
реализации творческого потенциала учащихся;
-воспитание у детей гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам
человека, любви Родине, природе, семье.
3. Принципы, на которых строится деятельность объединений дополнительного
образования

3.1 Принцип природосообразности, гуманизма, демократии.
3.2. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования в расширении
знаний учащихся.
3.3 Системность во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного
образования.
3.4. Принцип дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося.
3.5. Принцип свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности.
3.6. Принцип индивидуальности.
3.7. Принцип творческого развития личности
3.8. Принцип разновозрастного единства
4. Содержание образовательного процесса
4.1. Работа объединений дополнительного образования осуществляется на основе годовых
планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных
директором школы.
4.2. В объединениях ДО реализуются программы дополнительного образования детей
различного уровня (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование) и направленностей (художественно-эстетическое; военно –
патриотическое; эколого-биологическое; физкультурно-спортивное; общекультурное.)
4.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической
направленности или комплексным (интегрированным) программам.
4.4 Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный
и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из
образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности,
санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в
пояснительной записке к программе.
4.5 Педагоги дополнительного образования могут пользоваться примерными
(рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно
разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать
программы других учреждений дополнительного образования детей.
5. Организация образовательного процесса в системе дополнительного образования.

5.1 Учебно-воспитательный процесс проходит в условиях национального содружества
детей и взрослых, объединенных общими интересами.
5.2. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги).
5.3. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года. Во время
летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено
программой) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п.
Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении
многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.
5.4 Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся согласно
расписанию, которое составляется в начале учебного года администрацией школы по
представлению педагогов дополнительного образования с учетом определения наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается
директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с
согласия Администрации и оформляется документально. В период школьных каникул
занятия могут проводиться по специальному расписанию.
5.5. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения.
5.6. деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.) В работе
объединения по согласованию с педагогом могут принимать родители (лица, их
заменяющие) обучающихся без включения их в списочный состав.
5.7. В соответствии с образовательной программой занятия могут проводиться как со всем
составом группы, так и по звеньям (3-5 человек) или индивидуально.
5.8. Списочный состав объединений дополнительного образования в соответствии с
методическими рекомендациями Центра развития системы дополнительного образования
детей Министерства образования России составляет:
на первом и втором году обучения – 15-12 человек;
на третьем и последующих годах обучения 1—12 человек.
5.9. Списочный состав объединения детей, занимающихся учебно-исследовательской
деятельностью, формируется в индивидуальном порядке. Численный состав таких групп –
4-8 человек. Занятия могут проводиться по звеньям в 2-4 человека. Предусматривается
индивидуальная работа с детьми, участвующими в городских, всероссийских и
международных конкурсах.

5.10 Зачисление обучающихся в объединение дополнительного образования
осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Отчисление
обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава и Правил внутреннего
распорядка школы. За учащимися сохраняется место в детском объединении в случае
болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.
5.11 Продолжительность занятий и их количество определяются образовательной
программой педагога. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние
возрастной состав детского объединения, а также форма организации учебного процесса.
Как правило, программа обучения ориентирована на 1-4 академических часа в неделю.
Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12
академических часов. В процессе занятий могут предусматриваться перерывы.
5.12. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары,
практикумы,экскурсии, концерты, выставки, спортивные соревнования и др.
5.13 Педагог самостоятелен в выборе форм контроля. Это могут быть тесты, опросы,
зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах,
конкурсах, выставках, конференциях, концертах, соревнованиях, публикации и другие.
5.14 В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть
объединены или расформированы. В объединении второго и последующих годов
обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшие собеседование.
6. Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие
структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Календарно-тематический план.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного
образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может
содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий.
Название разделов, тем
1.Знакомство обучающихся друг с другом и с
педагогом.
Выявление
уровня
первичной
подготовки детей в данном виде деятельности.
Экскурсия по учреждению дополнительного
образования.
2. Инструктаж по технике безопасности. Водное
занятие.
I.(Раздел) «………………….»
1.(Тема) «………………………»
2.
3.
4.
II.(Раздел) «…………………….»
1.

Всего
1ч.

1ч.

Количество часов
Теория
Практика
1ч.
-

1ч.

2.
3.
4.
III.(Раздел) «…………………….»
1.
2.
3.
4.
IV.Организационные мероприятия,
деятельность, экскурсии, соревнования
и т.д.

Итого:
выставочная

72ч.
4ч.

Всего:

76ч.

(Пример дан для занятий – 2 часа в неделю.)

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить
через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5.Календарно-тематический план
Календарно-тематическое планирование программы дополнительного образования детей
включает:
№
занятия

Содержание

Кол-во
часов

Сроки (дата)

6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
7. Список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТ (список
литературы для педагогов и список литературы для детей и родителей.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(382)454-31-24, +7(382)453-11-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».