Пояснительная записка к учебному плану МАОУ Сергеевской СОШ на 2023 – 2024 учебный год (для1 – 11 классов) Учебный план МАОУ Сергеевсой СОШ является нормативным документом, в нем: Определен состав и последовательность изучения образовательных областей и учебных предметов. Учебный план МАОУ Сергеевской СОШ на 2023-2024 учебный год разработан на основе: Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). 3. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (на данный момент находится в работе новый проект ФОП НОО, включающий изменения в содержательной части). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 7. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 8. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 10. Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822). 11. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ». Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»). 13. Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). 14. Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных ФГОС НОО и ООО»). Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskayakopilka/univers-kodifikatory-oko 12. Особенности учебного плана: Особенность учебного плана Сергеевской СОШ состоит в том, чтобы решить стратегическую цель Программы развития: школа социально -ориентированной деятельности. Цель Программы: способствовать становлению жизнеспособной личности, готовой успешно реализовать себя в жизни через развитие социальных компетентностей. Одной из задач Программы развития школы является развитие социальных компетентностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на всех ступенях обучения, начиная с предшкольного образования и заканчивая предоставлением возможности выбора предпрофильного и профильного обучения с целью успешного самоопределения в жизни. Образовательный процесс состоит из 4 основных уровней: Учебный план ориентирован в 1-11 классах на 5-дневную учебную неделю. Продолжительность урока для 2 - 11 классов – 40 минут. 1.Дошкольное образование. Предшкольная подготовка начинается с детьми в 5-6 лет срок обучения 2 года по программе «От рождения до школы» ФГОС ДО. Программа дошкольного образования рассчитана на 15 часов. Количество часов определено на основе целевых установок образовательного процесса в подготовительной группе, т.е. обеспечивает воспитание, развитие, обучение, уход и оздоровление детей. Цель предшкольной подготовки: -Развитие детей, расширение круга интересов за счёт познавательной деятельности; -Формирование навыков к обучению; -Развитие потребности в здоровом образе жизни. 2.Начальное общее образование. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей, в том числе и внеурочную деятельность. Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Сергеевской СОШ(далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования в МАОУ Сергеевской СОШ выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Технология». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской этики». При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ Сергеевской СОШ, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: третий час физкультуры в 13 классах, третий час физической культуры в 4 классе реализуется через внеурочную деятельность. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ Сергеевской СОШ. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ Сергеевской СОШ. В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Сроки промежуточной аттестации как отдельной процедуры:– май На основании Положения о промежуточной аттестации (Приказ №26/1-о от «01» сентября2014г.) Для учащихся Школы годовая промежуточная аттестация включает в себя: 1) проверку техники чтения: 1-4-классы; 2) контрольную работу по математике: 2-4-е, 3) контрольную работу по русскому языку/ диктант с грамматическим заданиями: 2-4-е,; 4) контрольные работы, проверяющие сформированность метапредметных умений либо комплексные контрольные работы, содержащие в себе задания для проверки предметных и метапредметных умений, в 4-х классах проводятся за курс начального общего образования; 3.Основное общее образование. Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993.. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 4 Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме 5-дневной учебной недели. Общее количество часов учебных занятий за пять лет — 5338 часов. В соответствии с ФОП ООО в учебный предмет «Математика», помимо учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», включен учебный курс «Вероятность и статистика». Изучение учебного курса «Вероятность и статистика» предусмотрено в 7–9-х классах и включено в учебный план в объеме 1 час в неделю. В 2023/24 учебном году для обучающихся 8–9-х классов, помимо 1 часа учебного курса «Вероятность и статистика», в учебный курс «Алгебра» включено вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в предшествующие годы обучения. Учебный план состоит из двух частей: для - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей, в том числе и внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), МАОУ Сергеевской СОШ, Учредителя. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: — увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; — введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; Учебный план школы на 2023-2024 учебный год предполагает выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 об утверждении изменений №3 в СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного Минюстом России 18.12.2015 № 40154, п.10.1 второй абзац «Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения норм площади на одного обучающегося…», в связи с этим произведено деление обучающихся 7 класса на 2 класса наполняемостью 9 и 7 обучающихся, также идет деление на уроках технологии в 5,6 классах на девочек и мальчиков. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 2 час в 5 классе. Часы распределены следующим образом: третий час физкультуры, ОБЖ- 1 час. В 6 классе -1 час: ОБЖ- 1 час, третий час физкультуры через внеурочную деятельность. В 7 классе- 2 часа: ОБЖ-1 час, физическая культура- 1 час. В 8 классе 2 часа: русский язык -1 час, физкультура-1 час 9 класс-1 час:1 час - Курс «Выполнение заданий повышенной сложности по математике», третий час физической культуры через внеурочную деятельность План внеурочной деятельности осуществляется во второй половине дня. Обучающимся будет предоставлен выбор: принять участие в реализации общешкольных проектов, кружков, объединений, создать групповой или свой индивидуальный проект по направлениям. Внеурочная деятельность в соответствии с рабочей программой воспитания на 20212026 учебный год. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в МАОУ Сергеевской СОШ. Осуществляется индивидуальное обучение: учащихся в 6,7, 9классе. Предметы «Родной язык» и «Родная литература» родителями (законными представителями) учащихся выбраны не были. Минимальное количество часов, отведенных в учебном плане на преподавание каждого образовательного компонента, рассчитано из расчета: для 5 – 8, 10 классов - 34 учебных недели, в 9,11 классах – 33 без учета периода проведения государственной (итоговой) аттестации, в соответствии с Уставом МАОУ Сергеевской СОШ. Учебная нагрузка в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 833 часа, 9 классе -33 часа. Сроки промежуточной аттестации как отдельной процедуры:– май На основании Положения о промежуточной аттестации (Приказ №26/1-о от «01» сентября 2014г.) Решение о допуске учащихся к годовой промежуточной аттестации принимается Педагогическим советом Школы до 15 мая текущего года. Для учащихся Школы годовая промежуточная аттестация включает в себя: 1)проверку техники чтения: 5-9-классы; 2) контрольную работу по математике: 5-8-е, 10-е классы (с использованием заданий стандартизированной формы); 3)контрольную работу по русскому языку: 5-8-е классы (с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов); 4) контрольные работы, проверяющие сформированностьметапредметных умений либо комплексные контрольные работы, содержащие в себе задания для проверки предметных и метапредметных умений в 5-8классах 5)аттестация учащихся 5-8-х, 10-х классов может включать в себя помимо аттестации по п. 5.9 дополнительные экзамены: 5 - 8–еклассы – один экзамен из числа предметов учебного плана (за исключением русского языка и математики) по выбору ученика или может быть определен решением Педагогического совета Школы (при этом преимущественным правом в принятии решения обладает Педагогический совет Школы, решение которого принимается не позднее 30 октября текущего года); 4.Среднее (полное) образование (10-11 классы). Учебный план для 10-х – 11-х классов устанавливает двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года: - 10-е классы – 34 учебные недели - 11-е классы – 33 учебные недели (без учета государственной итоговой аттестации). Продолжительность урока – 40 минут. Обязательная недельная нагрузка согласно Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями) составляет при пятидневной учебной неделе для 10-х и 11-х классов – 34 часа. Учебный план в 10-11-м классе разработан в соответствии с ФГОС СОО и состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В школе сформирован один десятый и один 11 класс. В 10,11 классе обеспечена реализация универсального профиля обучения. Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки естественно-научного, гуманитарного, социальноэкономического, технологического профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне. По запросам родителей (законных представителей) и обучающихся добавлены дополнительный часы на углубленное изучение предметов «Русский язык», «математика» и предметы по выбору. Предметы «Родной язык» и «Родная литература» родителями (законными представителями) учащихся выбраны не были. Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена элективными курсами в 10 классе: индивидуальный проект- 1 час, элективные курсы по русскому языку, математике, географии, английскому языку по 1 часу, история, обществознание по 0,5 часа, элективный курс «Первая помощь»-1 час. В 11 классе: индивидуальный проект- 1 час, элективные курсы по биологии -1 час, по физике, химии, русскому языку, географии- 0,5 часа. Промежуточная аттестация в 10-х классах по предметам: математика, русский язык, и предметам по выбору проводится в качестве отдельной процедуры независимо от результатов полугодовой аттестации учащихся в тестовой форме. Промежуточная аттестация в 11-х классах не проводится в качестве отдельной процедуры. Она представляет собой среднее арифметическое результатов полугодовых аттестаций. План внеурочной деятельности в 10,11 классе представлен несистемными занятиями внеурочной деятельности. Несистемные занятия внеурочной деятельности представлены большим количеством нерегулярных дел, событий, акций, мероприятий в рамках реализации плана воспитательной работы школы и программы развития классных коллективов (план воспитательных мероприятий класса). Это волонтерская деятельность, экскурсии, спортивные соревнования, праздники, семейные гостиные, встречи с интересными людьми, литературные гостиные, социальные и исследовательские проекты, подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям, мероприятия в рамках предметных недель и т.д.