УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 31-О от «1» сентября «2023года» Учебные планы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, 5- 9 классы МАОУ Сергеевской СОШ по ФГОС АООП и ФАООП при пятидневной учебной неделе (пятидневная неделя) Учебный план МАОУ Сергеевской СОШ (далее ― Учебный план), реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В реализации АООП в соответствии с примерной АООП (вариант 1) выделено два этапа: I этап ― 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы. Выбор вариантов сроков обучения определен МАОУ Сергеевская СОШ самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические). На первом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и предметам. Учебный план составлен с соблюдением норм СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 года и рассчитан на дифференциацию обучения. Продолжительность учебных занятий: V - IХ класс – 40 минут, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Содержание коррекционноразвивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов МАОУСергеевской СОШ редметные области Класс Учебные предметы Количество часов Всего V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 4 4 4 4 4 20 Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 20 Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 География - 2 2 2 2 8 Основы социальной жизни 2 2 2 2 2 10 Мир истории - 2 - - - 2 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка 1 - - - - 1 Рисование (изобразительное искусство) 2 - - - - 2 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 3 15 7. Технология Профильный труд 6 6 7 7 7 33 Итого 27 28 28 28 28 139 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 2 1 1 7 ОДНКНР 1 1 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 29 30 30 30 30 149 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство 1 2 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).